BELclub
История Skoda
Laurin & Klement
    Зимой 1895 году, 27-летний Вацлав Клемент и 30-летний Вацлав Лаурин открыли небольшую мастерскую для производства и ремонта велосипедов под торговой маркой Laurin & Klement.
    В конце 1898 года был выпущен мотоцикл под маркой Laurin & Klement. Это был, первый мотоцикл, достаточно надежный для ежедневной эксплуатации. В Allgemeine Automobil Zaitung отмечалось: "Можно по праву выделить фирму Laurin & Klement в Чешском королевстве, как создателя моторной двухколесной повозки, не умаляя заслуг французских конструкторов братьев
Вернер. Те присоединили к простому велосипеду, не изменив даже его линии, двигатель, в то время как Laurin & Klement пошли диаметрально противоположным путем. Они вокруг двигателя и его органов построили велосипед. Идея была одна, но подходы различные. Разница заключается в том, что французы подчеркивали принцип велосипеда, чехи же - принцип автомобиля. И чехи оказались правы".
    Невысокая стоимость и на то время относительно высокая надежность подняли спрос не только внутри страны, но и за рубежом. Мотоциклы поставлялись в различные страны мира.
Первые четырехколесные моторные повозки, представлявшие собой четырехколесные мотоциклы, были созданы Laurin & Klement в 1901 году. А в 1905 году были построены первые полноценные автомобили Laurin & Klement. Это были 2- и 4-местные легкие машиныс V-образным 2-цилиндровыми моторами с водяным охлаждением. В том же году автомобили были выставлены на классические гонкив Семмеринге (Австрия), где победили в классе дорожных автомобилей. В 1906 году на автомобили былиустановлены 4-цилиндровые двигатели, а еще через год появляется автомобиль Laurin & Klement с 8-цилиндровым мотором.
В 1909-1910 годах по заказу Венского магистрата было сделано 100 автомобилей-такси. Они работали многолет, и еще в 1928 году некоторые из них встречались на улицах Вены.
В 1911 году в производство был запущен автомобиль модели S с двигателем мощностью 14 л.с. Он стал самойпопулярной моделью фирмы перед первой мировой войной. Laurin & Klement типа S пользовался спросом нетолько в стране, но и за рубежом, особенно в России, куда продавалось 35% выпускавшихся машин. Были созданы филиалы фирмы в Петербурге, Москве, Киеве и Ростове. Крупные партии автомобилей Laurin & Klement продавались в Японию, Китай, Австралию, Мексику, Германию и Англию.
Фабрика в Млада Болеславе превращалась в крупное предприятие, и результаты работы выдвинули его наведущие позиции среди европейских автомобилестроительных заводов. Но после первой мировой войны ипоследовавшего за ней развала Австро-Венгерской империи у фирмы не хватило капитала для дальнейшего расширения. Чтобы развиваться дальше, в 1925 году завод в Млада Болеславе вошел в состав концерна Skoda,заводскую марку которого он сохранил до сих пор.

Skoda
    В 1859 году Арношт Вальдштейн (Arnost Waldstein) построил в Пльзене механические мастерские, которые постепенно превратились в средних размеров завод. В 1866 году надолжность его директора был приглашен инженер Эмил Шкода (Emil Skoda). Помимо инженерного таланта в этой должности он показал и большие организаторские способности. Спустя 3 года Шкода купил завод у Вальдштейна. Завод занимался металлообработкой, выплавкой стали и прокатом.
    Автомобильное отделение возникло в Пльзене только в 1919 году. Первый автомобиль разрабатывался совместно с инженерами фирмы Hispano Suiza. В результате появилась машина Skoda Hispano Suiza Н6В. Первая партия этих автомобилей была поставлена в канцелярию президента республики. Но общее количество произведенных автомобилей было невелико.
В 1924 году программу автомобильного отделения в Пльзене расширили. По лицензии стали делать грузовик фирмы Sentinel Wagon Works с паровым двигателем.
Концерн Skoda
После того как в 1925 году концерн Skoda приобрел завод в Млада Болеславе, началась реорганизация производства. Автомобильные патенты больше не покупались, началось развитие инженерной школы Laurin & Klement. Производство грузовиков и автобусов было переведено из Млада Болеслава в Пльзен, а в Млада Болеславе осталось только легковое производство. Приток капитала и возможности новейшего технологического оборудования дали мощный толчок младоболеславскому производству. В 1927 году в Млада Болеславе построили полностью новый кузовной цех. Началась работа над большими и дорогими автомобилями нового технического уровня, но при этом с производства не сняли старые, хорошо зарекомендовавшие себя автомобили.
Первыми полностью новыми автомобилями после объединения стали модели Skoda 4R и 6R 1928 года.
В 1932 году был изготовлен первый автомобиль модели Skoda 932. Кузов, в соответствии с инженерными традициями времени, имел деревянный каркас и металлические панели. Внешне автомобиль очень напоминал творение Фердинанда Порше, которое было представлено общественности только в 1936 году. Но в серию Skoda 932 не пошла. Вместо нее на конвейер в 1933 году встала Skoda 420. Индекс показывает, что ее двигатель имел 4 цилиндра и мощность 20 л. с. Самым интересным в ней была хребтовая рама, которая позволила уменьшить массу машины до 750 кг, что по тем временам было необыкновенным показателем.
В 1934 году семь студентов под командой Збигнева Петерса, знаменитого в то время хоккеиста, отправились в автопробег на дистанцию 14800 км из Праги в Индию. В пробег были взяты 4 автомобиля Skoda 420 Popular в тропическом исполнении, которое включало систему охлаждения увеличенного объема с водяным и масляным радиаторами. Автомобили были выкрашены в белый цвет и имели теневой навес. Через 4 месяца без потерь на тех же 4 машинах студенты вернулись в Прагу.
Автомобили с хребтовой рамой, которая впервые была применена на модели 420, продержались в производстве 30 лет - до модели Octavia 1957 года включительно.
    В 1935 году на конвейер встал большой лимузин Superb с 6-цилиндровым мотором.
    В годы войны Skoda выпускала крылья для самолетов, газогенераторные грузовики и автобусы Skoda 806.
    В конце 1945 года на конвейер был поставлен автомобиль Skoda Popular 1101. Он представлял собой лишь рестайлинг машины, созданной еще в конце 1940 года - стандартное для всей послевоенной Европы решение.
    По-настоящему новым можно считать появившийся в конце 1953 года автомобиль Skoda Spartak. Он был представлен как новый тип народного автомобиля. На конвейер встал лишь через 2 года под названием Skoda 440. Но его никто не называл иначе, как Spartak. Из индекса следует, что у автомобиля был 4-цилиндровый двигатель мощностью 40 л.с.
В 1959 году машине сделали новую переднюю подвеску - вместо поперечной рессоры установили пружины и телескопические амортизаторы. Поперечную рессору сзади оставили. Модификацию сочли настолько важной, что признали автомобиль новой моделью и вместо индекса дали собственное имя - Octavia. Название Octavia (от латинского октус - восьмой) означало, что это восьмая модель в ряду, начатом Skoda 420. Модель с более мощным двигателем (45 л.с.) стала называться Octavia Super, а кабриолет с 2-карбюраторным двигателем мощностью 50 л. с. получил имя Felicia.
В 1964 году встала на конвейер новая модель. В последний момент было решено сделать кузов 4-дверным. Назвали машину Skoda 1000 МB. Буквы означали Млада Болеслав, в народе автомобиль был известен просто как"эм-бэчка". В 1969 году машина была модернизирована и подверглась рестайлингу. Получившееся семействоназвали Skoda 100/110, т. к. машины отличались двигателями.
В 1970 году филиал в г. Квасины начал выпуск спортивного купе 2+2 - Skoda 110R. С появлением этой машины на заводе началась работа над настоящим автомобилем для гонок. В 1974 году была сделана партия прототипов с двигателями объемом 1800 и 2000 см куб. Коробку взяли от Porsche, переднюю и заднюю подвеску смонтировали на подрамниках. Скорость этих автомобилей достигала 210 км/ч. Это были бы достойные конкуренты на спортивных трассах. Но дорога в большой спорт была закрыта необходимостью омологации. А по ее условиям завод должен был производить 1000 таких автомобилей в год, т. к. к соревнованиям допускались только серийные, а не экспериментальные автомобили. Тогда было решено в этот кузов установить мотор отсерийной машины, но увеличенный до 1289 см куб. объема. Дальнейшей форсировкой его мощность была поднятадо 140 л. с. при 8500 об./мин. Заодно расстались с КПП от Porsche. Автомобиль был представлен на омологацию.
Самый большой успех на кольцевых гонках пришел в 1981 году, когда Skoda завоевала титул чемпиона Европы среди заводских команд. В тот год они обошли даже BMW 635 CSi.
Благодаря незаурядности конструкции, надежности и постоянно обновляемому облику автомобиль заднемоторной концепции Skoda 1000 МВ - Skoda 105/130 стал чехословацким народным автомобилем. С 1964 по 1990 год было выпущено более 3,5 млн экземпляров.
    В 1987 году, первые новые автомобили сошли с конвейера. Новичку дали имя Favorit. В истории фирмы это был уже третий Favorit. Машина, что называется, получилась. В какой-то момент даже обсуждался проект строительства нового заводапо производству Favorit в таких количествах, чтобы сделать его автомобилем всего социалистического содружества. Благодаря этой модели перспективы завода казались ясными и безоблачными на ближайшие 10 лет.
    Но осенью 1989 года в Чехословакии прекратил существование коммунистический режим и начался возврат к демократии и капитализму. В том году все же было выпущено 182600 автомобилей Skoda. Но уже в феврале 1990 года завод начал испытывать первые трудности. И вот во вторник 2 февраля завод выпустил 212 машин Favorit, в среду - 57, а в четверг - ни одного. Виновником оказался президент Вацлав Гавел, подписавший закон об амнистии. На многих предприятиях, в том числе и на Skoda, работали заключенные, и 4 февраля на основных производствах работать стало некому. Остановились главный конвейер, прессовые и кузнечные цехи. Вслед за заключенными завод покинули 1500 вьетнамских рабочих.
За решение проблем завода взялось правительство. Оно пошло на беспрецедентный шаг - было решено продать завод заграничному инвестору. Начались поиски партнера. В общей сложности на эту роль претендовали 24 фирмы. Среди них были BMW, GM, Renault. Но наиболее приемлемые условия предложил Volkswagen.
Правительство оценило завод в DM800 млн, немецкому концерну были проданы акции на сумму DM300 млн.
Новый партнер Volkswagen предложил сохранить производство модели Favorit, поднять ее качество, а со временем провести рестайлинг. Параллельно за 4 года подготовить к производству новый автомобиль более высокого, в данном случае среднего класса.
О том, что получилось в результате этой политики, сегодня знают все. В 1994 году Favorit превратился в Felicia. Торжество по случаю начала серийного выпуска автомобиля прошло на Карловом мосту в Праге. Приматор пражский Ян Коукал (Jan Koukal) окрестил новую модель старым именем Felicia. Крещеная машина была тут же подарена молодой семье Ондрачковых (Ondrackov), у которых на днях родилось сразу четверо детей.
В 1994 году было выкуплено уже 60% акций, в 1995 - 70%, а в мае 2000 года предприятие полностью стало принадлежать Volkswagen (последние 30 процентов акций обошлись в DM 650 млн.).
С тех пор продано более 600,000 машин Skoda.
Следующая страница истории фирмы Skoda называется Octavia. В сентябре 1996 года началось производство автомобилей Skoda Octavia. Это первый автомобиль, построенный на платформе, разработанной концерном Volkswagen.
В марте 1998 года были представлены обновленные версии (фэйслифтинг) моделей Skoda Felicia и Skoda Felicia Combi и универсал Skoda Octavia Combi.
В конце 1999 года выпущена новая модель, которую назвали Fabia.
В 2001 году Skoda представила обновленную Skoda Superb.
Сейчас на предприятии Skoda Auto работает около 18,000 человек, а треть всех рабочих мест Чешской республики так или иначе существуют благодаря деятельности этого предприятия. 80% автомобилей Skoda идет на экспорт в 64 страны мира, обеспечивая около 9,6% всех экспортных операций Чешской республики.
КЛУБНЫЙ САЙТ
АВТОМОБИЛЯ ШКОДА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Hosted by uCoz